Суббота, 21 сентября 2019   Подписка на обновления  Письмо администратору
Популярно
Игорь Эмануилович Грабарь
15:49, 04 июля 2019

Игорь Эмануилович Грабарь


Родился 25 марта 1871 года в городе Будапеште. Рисовать начал с самого детства и мечтал стать художником. Так и свершилось.

Игорь Эмануилович Грабарь – художник, критик, архитектор, один из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины в России. За свою долгую, яркую жизнь И. Грабарь и его ученики спасли сотни памятников древней культуры, отдали много сил учету и сохранению ценностей Троице-Сергиевой лавры.

Он окончил Петербургский Университет (1893), затем поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Дальнейшее художественное образование Игорь Грабарь получил за границей (1896-1900). Свое заграничное пребывание молодой художник много знакомился с западным искусством.  Грабарь много ездил по миру по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи. Это способствовало Игорю Эмануиловичу стать хорошим арт-критиком. В 1900-х гг., художник примыкает к группе «Мир искусства » и становится главным помощником театрального деятеля Дягилева, а также художников Бенуа, Сомова и других. Появляются статьи, печатавшиеся в журнале «Мир искусства», которые знакомили с деятельностью русских художников, архитекторов и скульпторов.

Для живописи Игоря Грабаря характерны три черты: во-первых, реализм, характерный для картин пейзажей и натюрмортов; во-вторых, произведения наполнены светом и воздухом; в-третьих, живописные решения определяются особым художественным вкусом. Техника живописи близка к ветви европейского импрессионизма — дивизионизму или пуантилизму. Картины представляют собой по внешней обработке густую сеть мелких цветовых мазков, которые, на расстоянии смешиваются в оптической иллюзорности, вызывают впечатление света, окутывающего предметы. Ранние произведения художника отличаются большей монохромностью, зрелые — цветностью и декоративностью. С 1908 года, в творчестве Игоря Грабаря начинается новый период — «Живописный позитивизм», который, к сожалению, был не признан широкой публикой и не распространился на последователей. Картины художника хранятся во многих городах России — Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Санкт-Петербург, Пермь, Москва, и др., а также и за рубежом — Европы и Америки.

Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909-1913).

В 1913 году Игорь Грабарь занял пост директора Третьяковской галереи. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор «Истории русского искусства» и с 1913 — как «попечитель», т. е. директор Третьяковской галереи) были проявлены таланты художника как организатора и исследователя. Реформа Третьяковской галереи, проведенная им в 1913-14 гг., была кардинальным и инновационным решением в музейной жизни предреволюционного периода. Сопротивление, оказанное реакционной частью Московской городской думы и некоторыми художниками, а также СМИ этого периода, создали целое направление в литературе, выдвинув вопрос о «перевеске картин» в Третьяковской галерее далеко за пределы его практического значения. Событие рассматривалось как уничтожение частновладельческой замкнутости русских музеев и реорганизации их в научно-оправданные просветительные учреждения — «перевеска» нарушала завещание основателя галереи и полностью изменяла тот облик галереи, который придал ей меценат П. М. Третьяков. Такое действие вызвало большой резонанс и сплотила вокруг Грабаря большую группу историко-художественной и музейной молодежи, составившей вместе с ним основное ядро музейных работников первого революционного периода. С этого момента работа в музее стала сводиться к исторической систематизации произведений и большей наглядности их экспозиции, в соответствии с новыми историко-художественными данными.Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной «Истории русского искусства» (1909-1914).

Увлечение Игоря Грабаря ретроспективизмом, свойственным «Миру искусства», обратило внимание и вызвало большой интерес для изучения национально-русской старины. Кульминацией этого движения была деятельность журнала «Старые годы». Необходимо отметить, что это движение было не для всех и основа его была в замкнутости и дворянско-плутократической специфичности. Но энциклопедия «История русского искусства» из 13 томов, созданная И.Э. Грабарём, с сопутствующими ей монографиями русских художников, была прорывом в широкие круги демократической интеллигенции, давая движению охраны искусства от вандализмов последних лет самодержавия великолепную общественную базу. К составлению «Истории русского искусства» было привлечено Грабарем много сил, обозначившие новые тенденции во всех областях изучения русского искусства. Но, к сожалению, война сорвала большинство планов. Однако, Опубликованные тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили массовое значение многообразием научного материала.

Игорь Грабарь с самого Начала смены власти, во время революции, принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а после стал возглавлять в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). И.Э. Грабарь участвовал в создании таких постановлений как: об учете и охране музейных ценностей, организации музейного фонда, национализации крупнейших частных коллекций и т. п. А также осуществил меры государственного собирательства и реставрации памятников древнерусского искусства. Все эти действия привели к полной реорганизации музейной деятельности и сохранению исторического наследия России до настоящего времени. Грабарь обозначил главные принципы научной реставрации памятников искусства и возглавил научно-показательное учреждения этого рода — Центральных государственных реставрационных мастерских. Опыты И.Э. Грабаря в этом направлении, равно как и публикации им исследований, были отмечены как в СССР, так и за рубежом. Главным событием этого периода, стала западная выставка-турне древнерусского искусства, которая, по поручению советских государственных органов, была организована в 1929.

В 1920 году Игорь Эмануилович Грабарь стал профессором МГУ, а в 1928 — заслуженным деятелем искусства. Грабарь вел огромную административную работу: был директором Московского художественного института им. В. И. Сурикова, 1937-43, Академии художеств, 1943-46, а также созданного в 1944 по его инициативе Института истории искусств АН СССР, директором которого он был до конца жизни.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.
В 1947 под руководством Грабаря вышел коллективный труд «Русская архитектура первой половины ХVIII века». В этом же году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре, с последующей организацией в этом месте Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва.
Умер 16 мая 1960 года в Москве.


© 2019 СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Top.Mail.Ru