Воскресенье, 8 декабря 2019   Подписка на обновления  Письмо администратору
Популярно
Иван Яковлевич Билибин.
19:17, 16 июня 2019

Иван Яковлевич Билибин.


Сказочные иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина
Многим знакомы старые добрые иллюстрации к сказкам Александра Пушкина: «Золотой Петушок», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане» и т.д. Создание таких уникальных произведений искусства принадлежит художнику-оформителю Ивану Билибину, ученику Ильи Репина, автору, изобразившему двуглавого орла.
Работая, мастер полностью погружался в сказочный детский мир, создавая собственное его видение. Он не был схож на окружающий, позволяя уединиться в своих фантазиях и отправиться вместе с героями в захватывающие путешествия.
О детстве и юношеских годах
Будущий театральный художник появился на свет 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка, близ Санкт-Петербурга. Его отец, Яков Иванович – служил военно-морским врачом. Начинал свою карьеру младшим судовым врачом. Со временем удостоился звания главного лекаря, возглавив морской госпиталь в городе Либаве (Латвия).
Связана с морем была и мать Ивана, Варвара Александровна – дочь военного инженера. Она просто обожала музыку, играла на рояле, а ее учителем был прославленный композитор Антон Рубинштейн.
Ивану удалось получить достойное образование, окончив с серебряной медалью гимназию в Санкт-Петербурге. Привлекало его с ранних лет и рисование, которое он не считал основным занятием. И только обучаясь в университете по направлению юриспруденции, он поступает параллельно в художественную школу Общества поощрения художников. Также Иван Яковлевич удостоился чести быть учеником А. Ашбе, а затем и самого И. Е. Репина.
Позже, в 1898 году, Билибин уезжает в деревню, где ему удается поближе ознакомиться с русской стариной и найти свой неповторимый стиль в живописи. Благодаря энергичности работы, безукоризненной твердости линий, художник получил от коллег прозвище «Ивана – железной руки».
О творчестве
1899-1902 года знаменуются для Ивана Билибина созданием целой серии «Сказок» (всего шесть), изданием которой занималась Экспедиция заготовления госбумаг. Это же издательство выпустило сказки Пушкина, дополненные иллюстрациями художника.
Графический рисунок Билибина во многом напоминал работы настоящего гравера. Сначала производились наброски на бумаге, далее композиция уточнялась на кальке и переводилась на ватман. После всего этого, используя колонковую кисть с обрезанным концом, художник четко наводил карандашный рисунок тушью.
Некоторые из книжек Билибина имеют сходство с расписными шкатулками, другие напоминают настоящие старинные рукописи, где продуманы не только рисунки, но и любые декоративные элементы. Речь идет о шрифтах, орнаменте, украшениях, инициалах и т.д.
Работал Иван Яковлевич и в рекламной сфере. Ранее на месте нынешнего завода минеральных вод «Полюстрово», что в Санкт-Петербурге, находился пиво-медоваренный завод «Новая Бавария». Оформлением плакатов и картин для этого завода занимался именно Билибин. Помимо этого его вдохновляло создание афиш, адресов, почтовых марок (эскизов), а также различных открыток.
Кисти художник и знатока геральдики принадлежит символичный двуглавый орел, используемый сегодня на монетах «Банка России». При этом птица имеет не зловещий, а сказочный вид, на который Билибина вдохновили русские сказки и былины. Позже авторские права на некоторые графические разработки художника, в том числе и герб, были переданы фабрике «Гознак».
Удалось получить опыт Ивану Яковлевичу и в сценографии, когда он занимался оформлением оперы «Снегурочка» (Римский-Корсаков) в Праге. Также ему приходилось работать над эскизами декораций и костюмов к операм «Садко», «Золотой петушок», «Руслан и Людмила» и т.д. Продолжил заниматься оформительством и после эмиграции в Париж (1925 год), создавая декорации для балета «Жар птица» Стравинского и картины для сказок Братьев Гримм.
Некоторые работы Билибина связаны с церковной живописью, где сохраняется индивидуальный стиль художника. Он принимал участие в оформлении русской домовой церкви в Каире, работал над созданием обложки устава и эскиза печати общества «Икона» в Париже, разработал эскизы иконостаса и фресок для русского храма в Праге.
При всем этом, художник никогда не забывал о Родине, вернувшись туда в 1936 году.
О личной жизни
Иван Яковлевич имел три брака. Каждая из его избранниц была творческой натурой. С каждой из них Билибина «свело» Императорское общество поощрения художников.
Первая жена – Мария Чембес, англичанка, имеющая ирландские корни. Именно она подарила Билибину сына-первенца Александра, а затем и второго наследника – Ивана. После десяти лет брака, Мария подала на развод, не стерпев пьянства мужа. Она забрала детей и уехала в Англию.
Вторая жена – Рене О’Коннель также была англичанкой. С Иваном они прожили пять лет, но детей не имели.
Последняя, третья жена Билибина – Александра Щекатихина, имеющая сына от первого брака Мстислава. Они много путешествовали с Иваном Яковлевичем, посетив Францию, Египет, Каир, Палестину. После того, как Александра в 1942 году стала вдовой, замуж она больше не выходила.
О смерти
В 1936 году, после долгих скитаний, Иван Билибин, вместе с женой и приемным сыном возвращается в родной Ленинград. Местом их обители стал дом №25 по улице Гулярной (переименована сейчас на улицу Лизы Чайкиной).
В 1941 году в сентябре месяце 66-летний Иван Яковлевич отказывается от эвакуации. Несмотря на фашистские обстрелы, он занимается созданием патриотических открыток для фронта, пишет различные статьи.
Когда его квартира из-за частых бомбежек стала непригодной к проживанию, Билибин переезжает в подвал Императорского общества поощрения художников. В 1942 году 7 февраля художник попал в больницу, принадлежавшей Императорской академии художеств. Там же он вскоре скончался от голода и обморожения.
Последним пристанищем иллюстратора стала братская могила профессоров Академии, размещенная недалеко от Смоленского кладбища.


© 2019 СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Top.Mail.Ru